Терминология игры в бильярд. Американский пул

Части стола
Основные части стола для игры в бильярд описаны в иллюстрации.

Существуют некоторые детали, относительно его размера и расположения луз. Они описаны в технических требованиях WPA к оборудованию для игры в бильярд.

Стол включает в себя:

  • борты;
  • упругие борты;
  • игровую поверхность;
  • и лузы.
В начале игры прицельные шары располагаются в задней части стола, а биток – в передней.

Упругие борты, поручни, лузы и скобы луз являются частями бортов.

На рисунке показаны четыре линии, расположенные на игровой поверхности стола:

- продольная линия, проходящая через центр стола параллельно длинному борту;
- линия дома, ограничивающая четверть стола, примыкающую к переднему борту;
- задняя линия, ограничивающая четверть стола, примыкающую к заднему борту;
- центральная линия, соединяющая две средние лузы.

Борты могут включать вставки, называемые бриллиантами, которые отмечают одну
четвертую часть ширины и одну восьмую часть длины стола, отмеренные от носиков
упругих бортов.

На ровной, покрытой сукном игровой поверхности стола, наносится следующая разметка (если соответствующие точки и линии используются в конкретной игре):
- задняя отметка, в точке пересечения передней и продольной линий;
- передняя отметка, в точке пересечения линии дома и продольной линии;
- центральная отметка, в точке пересечения центральной и продольной линий;
- линия выставления шаров между задней отметкой и задним бортом;
- и контур треугольника.

Что такое "Дом" на бильярдном столе

Это пространство между передним бортом и линией дома, при этом линия дома не
является частью дома.
Удар
При соприкосновении наклейки кия с шаром, удар считается засчитанным. Заканчивается удар после полной остановки всех шаров.
Если при ударе не было нарушения правил, то он считается правильным.
Забитый шар
Шар считается забитым, если оказался в лузе. Шар на краю лузы, частично поддерживаемый другим шаром, считается забитым, если удаление поддерживающего шара приведет к падению шара в лузу.

Если шар останавливается на краю лузы и остается явно недвижимым в течение пяти
секунд, то он не считается забитым, если он затем сам по себе падает в лузу, то это считается "Самопроизвольным смещением", которое описано в общих правилах игры в "Пул".

В течение этих пяти секунд судья должен не допустить нанесение следующего удара.

Шар не считается забитым, если он выскочил из лузы на игровую поверхность стола.

Биток не должен касаться шаров, находящихся в лузе. Если это произошло, биток считается попавшим в лузу.

В обязанности судьи входит удаление забитых прицельных шаров из луз. Тем не менее, игрок также отвечает за то, чтобы лузы не были переполнены. Игрок должен сообщать судье, если в лузе отсутствует место.
Доведение до борта
Если шар коснулся борта, доведение до борта засчитывается. Однако, если шар изначально стоял вплотную к борту, то он не считается "доведенным". Для того, чтобы касание было засчитано, он должен сначала отойти от борта, а затем снова коснуться его.

Шар, оказавшийся в лузе или вылетевший за борт, также считается доведенным до борта.
О том, что шар стоит вплотную к борту должен заявить судья или игрок.
Вылет за борт
Шар, который завершил свое движения за пределами игрового стола и луз считается вылетевшим. А также, если он сначала покинул игровую зону, а затем вернулся на стол, перед этим задев игрока или какой-либо предмет, не относящийся к игре.

Шар не считается вылетевшим, если он, прокатившись по борту, возвращается на игровую поверхность или падает в лузу.
Падение битка в лузу
Удар, при котором биток падает в лузу.
Биток
Битком называется шар, по которому наносится удар кием. Он, как правило, белый, но
может быть помечен логотипом или точками. В лузных играх оба соперника используют один и тот же биток.
Прицельные шары
Прицельными шарами называются шары, по которым бьет биток, как правило, с целью

забить их в лузы. Они обычно пронумерованы от единицы до номера, соответствующего количеству используемых в игре шаров. Цвета и разметка шаров регламентированы техническими требованиями WPA.
Сет
В некоторых случаях встреча делится на части, называемые сетами, при этом для победы во встрече необходимо выиграть определенное количество сетов. В свою очередь для победы в сете необходимо набрать заданное количество очков или выиграть заданное количество партий.
Треугольник
Инструмент в форме треугольника, который используют для расстановки шаров.
Пирамида
Шары, расставленные на столе в форме треугольника.
Партия
Начинается с первого удара (разбития) исходной расстановки шаров, и заканчивается выполнением условий победы.
Разбой (Первый удар)
Биток разбивает исходную расстановку шаров на столе. В каждой разновидности игры есть свои правила "правильного первого удара".
Игровой подход
После получения права на удар, начинается игровой подход. Если игрок наносит удар, который лишает его права продолжить игровой подход, то он заканчивается, а право следующего удара переходит к оппоненту.

Есть случаи, когда игрок может отказаться от своего права удара, таким образом игровой подход продолжается. (Примером может послужить "Пуш-аут")
Положение шара
Положение шара определяется вертикальной проекцией его центра на игровую
поверхность. Шар расположен на линии или на отметке, если на линии или на отметке
расположен его центр.
Выставленные шары
В некоторых играх прицельные шары необходимо возвращать на игровую поверхность по ходу игры. Такие шары называются выставленными.
Восстановление позиции
Правила игры могут предусматривать восстановление на прежнее место потревоженных шаров. Судья должен восстановить шар на прежнее место как можно более тщательно.
Перескок
Перескок представляет собой удар, при котором биток перескакивает через препятствие, например, через прицельный шар или часть борта. Правильность перескока зависит от техники его выполнения и намерений игрока. Обычно правильный перескок выполняется наклоненным кием так, чтобы биток подпрыгнул, отразившись от игровой поверхности.
Удар без заказа
Удар называется «ударом без заказа», если игра заказная и игрок перед ударом объявил судье и сопернику о том, что он собирается выполнить «удар без заказа».

После «удара без заказа» право удара переходит к сопернику.
Что такое "Кикс" в бильярде
Кикс происходит в том случае, если наклейка кия проскальзывает по поверхности битка из-за того, что удар нанесен слишком близко к краю, или из-за того, что наклейка плохо намелена. Кикс обычно сопровождается резким звуком и с наклейки слетает мел.

Хотя некоторые киксы сопровождаются контактом древка кия с битком, удар штрафуется только в том случае, если такой контакт очевиден. Удар наклоненным кием, при котором наклейка кия касается игровой поверхности стола, вследствие чего биток подпрыгивает, интерпретируется так же, как кикс. Преднамеренный кикс подпадает под статью "Неспортивное поведение".